Давайте познакомимся!

Проект «Скоро в школу!»

Актуальность

Подготовка к школе это комплексный процесс. В настоящее время проводится обязательная диагностика психологической готовности к школе. Это не выявление уровня знаний и умений детей, это их уровень развития предпосылок учебной деятельности, а также желания учиться.

Психологическая готовность включает в себя:

  1. Интеллектуальная готовность
  2. Социальная готовность
  3. Волевая готовность
  4. Мотивационная готовность

Одним из основных компонентов психологической готовности к школе является мотивационная готовность к школе. Мотивационная готовность к школе является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, а также является одной из составляющих успешного обучения в целом. Мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление к совершенствованию. Она не возникает у детей спонтанно, а формируется постепенно, и, самое главное, требует грамотного руководства взрослых – родителей и педагогов. Ее не развить заданиями или беседами, ребенок может говорить, что хочет в школу, а на самом деле сам еще не созрел до этого, позиция школьника не сформирована.

В связи с этим нам и захотелось реализовать проект, который был бы направлен на повышение именно мотивационной готовности к школе. Так как, имея желание учиться, можно многого добиться, а вот если ребенок имеет хорошие возможности и способности, но учиться не желает, то и результат к нему не придет.

Мы предположили, что, если объединить усилия семьи, педагогов дошкольного образования и школы, то развитие интеллектуального потенциала и формирование мотивационной подготовки детей к школьному обучению будет более эффективным.

Задачи:

  1. Включить в целостный педагогический процесс разносторонние формы работы с детьми по формированию мотивационной готовности к школе;
  2. Повысить педагогическое просвещение родителей в вопросах готовности к школьному обучению.

Участники – воспитанники подготовительных групп.

Планируемый результат:

  • Повышается уровень мотивационной готовности детей к школе;
  • В процесс подготовки включаются родители;
  • Высокий уровень адаптации детей к школе.

 

Цель проекта - интегрировать интересы семьи, педагогов школы и дошкольного учреждения,  для того, чтобы сформировать положительное отношение у детей к школе и развить мотивационную подготовку детей к школьному обучению.

Задачи:

  1. Включить в целостный педагогический процесс разносторонние формы работы с детьми по формированию мотивационной готовности к школе;
  2. Повысить педагогическое просвещение родителей в вопросах готовности к школьному обучению.

Тип проекта:

  • Данный проект является практико-ориентированным.
  • Сроки реализации проекта 2013-2014 уч.год, продолжение на следующий год с другими подготовительными группами ноябрь, февраль-апрель 2014-2015 уч. год;
  • Участниками проекта стали – педагог-психолог, дети, воспитатели, родители.
  • По количеству участников – коллективный
  • По продолжительности – долгосрочный.

Методы и приемы:

  • Словесный – беседы
  • Наглядный – презентация «Первая азбука», «Собери портфель»
  • Практический метод – рисование, экскурсия, наблюдение, изготовление букв из нетрадиционного материала, дидактическая игра.

Планируемый результат:

  • Повышается уровень мотивационной готовности детей к школе;
  • В процесс подготовки включаются родители;
  • Высокий уровень адаптации детей к школе.

Этапы реализации:

1 этап – диагностика мотивационной готовности ребенка к школе

2 этап – мини-проект «Азбука»

3 этап – Совместная деятельность с родителями «Мы тоже были школьниками»

4 этап – «Я как будущий первоклассник»

5 этап – экскурсия к школу

6 этап – игра «собери портфель»

7 этап – повторная диагностика

На начальном этапе было проведено тематическое родительское собрание, где родителям будущих первоклассников представилась возможность проанализировать факторы готовности семьи к школе: материальную, социальную, организационную, и учесть их в дальнейшем.

Каждый присутствующий мог задать интересующий его вопрос по теме, а так же в каждой группе есть конвертик "Почта психологу", где родители имеют возможность оставить волнующие их вопросы.

Далее была проведена диагностика мотивационной готовности ребенка к школе (индивидуальные беседы).

Следующим шагом в реализации проекта являлся творческий процесс создания «Азбуки»: родители совместно с детьми изготавливали буквы из разных материалов.  На наш взгляд, это способствовало ознакомлению детей с самым первым учебником, с историей его появления, развило желание узнать буквы. 

Каждый ребенок вместе с семьей изготовил одну букву алфавита. На выбор предлагался любой материал, ограничен лишь размеры буквы (для удобства их дальнейшего размещения в группе). На третьем этапе дети должны были расспросить своих родителей о том, как они учились в школе и принести фотографии. Эта деятельность осталась не столь востребованной.  Далее дети рисовали, как она видят себя в роли первоклассника. На пятом этапе мы ходили в школу, где стали участниками экскурсии, познакомились с обстановкой в школе, с правилами, традициями, учениками и др. На шестом этапе, детям в форме загадок, небылиц была предложена игра, где у них была возможность «Собрать портфель», то есть определить какие предметы им нужно брать с собой в школу, а какие нет.

Завершающим этапом стала повторная диагностика внутренней позиции школьника.

Список литературы:

  1. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
  2. Инновационные процессы в современном дошкольном образовании: развитие интеллектуального потенциала и детской одаренности/авт.-сост. Л.П. Пяткова [и др.].-Волгоград:Учитель, 2013
  3. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу./Под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой.-Ярославль:Академия развития, 2006
  4. Психологическая готовность ребенка к школе/Авт.-сост. Е.А. Груденко.-СПб.: ООО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2013

«Совместная деятельность ребенка и родителя. Изготовление азбуки»

       

«Рисование на тему «Я как будущий первоклассник»